Дисконтные карты. (от англ. discount - скидка) предоставляют определенные скидки и наиболее популярны как способ поощрения постоянных клиентов и привлечения новых. Дисконтная карта - это особый знак внимания, уважения к своему клиенту. Она позволяет получать ему скидки, льготы, привилегированное обслуживание. В свою очередь предприятие расширяя круг постоянных клиентов, повышает свой престиж, увеличивает объемы продаж и, соответственно, прибыль. Дисконтные карточки как средство рекламы уже давно получили широкое распространение. Человеку приятно носить в своем кошельке эстетически изготовленную и престижную в понимании окружающих (с надписью "VIP") пластиковую карту. Дисконтную карту с успехом можно использовать в различных рекламных акциях, она является своеобразной визитной карточкой фирмы и одним из эффективных и достаточно дешевых способов рекламы. Помимо "приручения" клиента, у дисконтной пластиковой карты есть еще одна, весьма важная миссия, которую, правда, многие компании предпочитают не афишировать. Подобные карточки представляют собой еще и великолепный инструмент для маркетинговых исследований. Если карточка оснащена магнитной полосой, то с ее помощью легко проследить всю историю клиента: к примеру, как часто он приходит в данный магазин, какие покупки являются постоянными, какие - случайными, какую сумму человек оставляет в магазине и т.п. Не надо тратиться на дорогостоящие исследования, достаточно лишь считать информацию с пластиковой карты.

Варианты построения отчетности для дисконтных программ
"Бумажная технология"
Данный способ является самым простым и дешевым. Он основывается на технологии оплаты по банковским картам. Суть его в следующем: на дисконтных картах, как на банковских, эмбоссируется (от англ. еmboss - выбивать, чеканить) некая информация. Это может быть номер пластиковой карты, срок действия, Ф.И.О. владельца и пр. При оплате клиент предъявляет карту кассиру (продавцу). Кассир вставляет пластиковую карту в импринтер (устройство для переноса вытисненной информации на специальный самокопирующийся бумажный бланк) кладет сверху бланк и прокатывает каретку. Бланк получил название слип (от англ. slip - скольжение (каретка как бы "скользит" по поверхности бланка)). При прокатке каретки информация с карты переносится на слип. После "прокатки" кассир заполняет слип с различными полями, после чего клиент расписывается на слипе. Каждый слип имеет свой уникальный номер, нанесенный типографским способом, и состоит из трех само копирующихся слоев: первый отдается клиенту, второй остается в точке платежа, третий поступает в центральный офис для отчетности.

"Программно-аппаратная технология"
Данный способ предназначен для автоматизации процессов предоставления скидок и учета. Использование компьютерных технологий позволяет создать любую прикладную программу для дисконтной системы. При этом вся информации о пластиковой карте (размер скидки, срок действия и пр.) хранится в базе данных системы, а пластиковая карта является ключом доступа к этой информации. Для построения системы можно использовать карты со штрих-кодом, пластиковые карты с магнитной полосой, пластиковые карты с микросхемой. Выбор того или иного типа карты обычно зависит от того, какое кассовое оборудование уже имеется в наличии. Например, если в кассовом оборудовании уже присутствует сканер, логично заказать карты со штрих кодом.
В минимальный состав системы входят компьютер, считыватель (сканер штрих кода, ридер магнитной полосы или устройство чтения/записи карт с микросхемой) и прикладное программное обеспечение. Функции, выполняемые ПО, зависят от схем расчетов скидок, предоставляемых той или иной компанией. Поэтому "универсального" ПО не существует. ПО пишется под конкретные задачи заказчика.

Существует достаточно много схем расчета скидок.
Рассмотрим наиболее известные:

• Схема с "постоянной скидкой"
В данной схеме клиенту предоставляется одинаковая скидка на все покупки в течение некоторого срока (обычно - в течение года). Покупатель предъявляет пластиковую карту со штрих кодом кассиру. По базе данных проверяется ликвидность (срок действия) карты и на кассовый аппарат выдается соответствующая команда для перерасчета суммы оплаты. При этом информация о покупке по данной карте не сохраняется в базе.

• Схема с "накопительной скидкой"
В данной схеме скидка рассчитывается при каждой покупке. Перерасчет производится на основании истории предыдущих покупок (вся история по покупкам хранится в базе данных системы). Схема перерасчета обычно следующая: если общая сумма покупок, включая текущую, превысила некий определенный лимит, размер скидки увеличивается.

• Схема с "плавающей скидкой"
Данная схема обычно используется в системах, объединяющих разные компании. При этом каждая компания решает вопрос о скидках индивидуально. Например, в продуктовом магазине клиент может получать скидку в 5%, а в химчистке - 10%.



Стоимость считывателя магнитных карт – от 70 $.
Стоимость сканера штрих кодов – от 90 $.
Стоимость заказного программного обеспечения определяется на стадии разработки технического задания.